Возникновение Новой Голландии тесно переплетено с историей Адмиралтейства. В эпоху основания Санкт-Петербурга Петр I привлекал голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы. Настолько эта местность напоминала зарубежный порт, что её окрестили Голландией, а позже это название утвердилось за островом, образованным реками Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами. Окончательное формирование острова завершилось к 30-м годам XVIII века, и Новая Голландия была передана Адмиралтейств-коллегии. На острове появились первые деревянные амбары для хранения судостроительного леса, возведенные архитектором Иваном Коробовым. В середине XVIII века было решено заменить деревянные сооружения каменными. Архитектор Савва Чевакинский разработал новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создал чертеж острова в строгом крепостном стиле. Оформление фасадов Новой Голландии было поручено другому архитектору – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, который предложил проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проекты двух мастеров были переработаны и реализованы инженером Иоганном Герардом. Строительство завершилось к концу XVIII века.
Возникновение Новой Голландии
История Новой Голландии начинается с основания Санкт-Петербурга Петром I. Вместе с городским строительством началось создание Северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы заложили верфь и здание Адмиралтейства. Для удобства строительства кораблей и доставки материалов и леса на верфь на Адмиралтейской стороне были прорыты каналы. Так появились Крюков и Адмиралтейский каналы, соединяющие Неву и Мойку. Образовавшийся остров назвали Новой Голландией – название перенялось от традиции именовать так местность вокруг Адмиралтейства, обустроенную по образцу голландских верфей. По одной из версий, это произошло из-за того, что обстановка в районе, где работали приглашенные Петром голландские судостроители, иностранная речь и каналы с подъемными мостами напоминали Голландию. В петровские времена на территории будущей Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец Петра I. Это подтверждают некоторые документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.
Первые строения на острове Новая Голландия
В 1732 году Новая Голландия перешла в ведение Воинской морской комиссии. Было решено продлить Адмиралтейский канал и построить на острове амбары для хранения судостроительного леса. Строительство поручили архитектору Ивану Кузьмичу Коробову. К 1738 году на Новой Голландии выстроили восемь сараев для хранения леса. Путешественник Карл Рейнгольд Берк так описывал увиденный в 1730-х годах остров: «Напротив канала у упомянутых пеньковых и такелажных складов расположена Новая Голландия, то есть амбары для дубового корабельного леса – как начерно обтесанного, так и в больших бревнах и досках. Амбары эти – деревянные, но все стены сделаны решетчатыми, чтобы воздух хорошо проветривал помещения и высушивал доски. Зимой и в сырую погоду все эти отверстия закрывают, опустив парусину». К началу 1750-х годов деревянные сараи Новой Голландии сильно обветшали, и Адмиралтейств-коллегия приняла решение вырубить рощу на острове, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха в сараях. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский. К 1753 году на основе планировки Коробова он разработал первый проект перестройки Новой Голландии, который не был осуществлен из-за недостатка средств. Перестройка острова началась спустя 10 лет. 27 октября 1763 года Адмиралтейств-коллегия поручила Савве Ивановичу Чевакинскому возведение на острове Новая Голландия амбаров – «таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами». 13 ноября 1763 года он подал в коллегию готовый проект, разработанный с учетом требований Адмиралтейства и предписаний Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В этом плане бытовая постройка задумывалась как архитектурно значимое сооружение, украшающее столицу. Согласно первому проекту, предполагалось построить одинаковые по ширине, но разные по высоте сараи, вмещающие леса на 15 кораблей. Однако второй план Чевакинского также не был осуществлен. В 1765 году архитектор предложил коллегии четвертый по счету план с новой системой вертикального хранения бревен.
План Саввы Чевакинского
Согласно новой концепции архитектора, предполагалось создать систему из 63 конусов – так он назвал отсеки, имевшие в поперечном разрезе форму усеченных треугольников. Внутренние столбы поддерживались контрфорсами, позволявшими опирать на них деревянные решетки, к которым прислонялись деревья. Центральные части здания со стороны Мойки и Крюкова канала предлагалось выделить по высоте и приспособить для хранения самого длинного леса. Проектом предусматривалось отдельное хранение высоких, средних и ветвистых деревьев. Сараи, спроектированные как каменные галереи с арками, были рассчитаны на возможность разгрузки с воды и с суши. Внутренний двор с гаванью планировалось использовать как техническое пространство для обтесывания деревьев, загрузки барж и постройки небольших судов. Новаторский проект Чевакинского был утвержден с некоторыми изменениями, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Назначенные по Крюкову каналу большие сараи для красы города строить по Мойке, средние – по Крюкову каналу». Однако эти изменения не были осуществлены, так как разработку фасадов для Новой Голландии поручили новому архитектурному фавориту двора – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту.
Декор фасада Валлен-Деламота
Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса. Благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова. 15 июля 1765 года фасадный план Деламота был утвержден. Однако на пути реализации планов Чевакинского и Деламота возникли проблемы: поскольку точный обмер острова со стороны Мойки провести было невозможно из-за завалов леса, оба проекта выполнили с неточностями. Арка Деламота была рассчитана на другую ширину канала, а корпуса Чевакинского составляли более острый угол, чем позволяла территория острова. Кроме того, проекты невозможно было совместить. Позднее Чевакинский пытался исправить еще одну ошибку: неправильный расчет места под сваи у Адмиралтейского канала. Эта оплошность повлекла за собой отстранение архитектора от строительства Новой Голландии, и на его место был назначен инженер Иоганн Герард.
Воплощение проекта Иоганном Герардом
До наших времен дошел исторический анекдот о том, что Герард «потерял» чертежи Деламота и сделал попытку утвердить свой собственный план острова. Однако в коллегии нашлась копия чертежей, выполненная и исправленная Чевакинским, и Герарду пришлось дорабатывать именно этот план. Он занялся кропотливой переработкой проекта и внес большое количество конструктивных поправок. Весной 1767 года проект Герарда был утвержден. Согласно докладу Интендантской экспедиции, с 1765
Возведение новых построек
На острове Новая Голландия, который в XVIII веке оставался преимущественно складской территорией, в XIX веке появляются постройки нового назначения. В середине века возводится здание морской тюрьмы, проектированное архитектором Александром Штаубертом. Это круглое сооружение прозвали «Бутылкой», отсюда и пошло выражение «не лезь в бутылку». Для заключенных моряков была разработана специальная пенитенциарная система: они обучались новым профессиям и получали оклад, накапливавшийся до их освобождения. Остров сыграл ключевую роль в развитии российского флота: в конце XIX века здесь появился первый в России опытовый бассейн, созданный по инициативе Дмитрия Менделеева. Под руководством ученого на острове была также основана лаборатория по разработке бездымного пороха.
Появление новых зданий на острове Новая Голландия
В начале XIX века стало очевидно, что система хранения бревен, предложенная архитектором Чевакинским, оправдала себя лишь частично: при вертикальном хранении древесина начинала подгнивать у основания. Было принято решение использовать амбары для хранения инвентаря Морского ведомства.
Складские корпуса к западу от портала были переделаны под мундирные магазины, а корпуса к востоку и по Крюкову каналу стали использовать под экипажные магазины. Также на острове была построена первая деревянная гауптвахта.
В 1828 году было решено построить здание морской тюрьмы в западной части острова Новая Голландия, на месте старых шлюпочных сараев. Разработку проекта поручили архитектору Военного ведомства Александру Егоровичу Штауберту.
Предложенный им кольцеобразный план трехэтажной тюрьмы на 500 человек был быстро принят, и здание возвели за два года.
Тюрьма не использовалась по назначению до 60-х годов XIX века: в ней размещались военно-арестантские роты Петербургского полка, временный госпиталь, гимнастическая команда, швейная мастерская, склады. Только в 1863 году здание было реконструировано под тюремные нужды. Вплотную к нему пристроили комендантский особняк. Существенной частью ансамбля стала достройка оставшегося незавершенным северо-восточного корпуса по Крюкову каналу. Так появился еще один закругленный деламотовский угол, оформленный спаренными колоннами. Строительными работами здесь руководил военный инженер Михаил Пасыпкин.
Морская тюрьма
По утверждению директора канцелярии Морского министерства Константина Манна, военно-исправительная тюрьма ведомства стала «первой в России тюрьмой, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Камеры были устроены так, что заключенные могли в них только спать, а в дневное время они работали, получая оплату. Заключенные моряки выполняли столярные, токарные, такелажные работы, осваивали новые профессии.
Из-за необычной формы здание тюрьмы в народе прозвали «Бутылкой», отсюда появилось выражение «не лезь в бутылку».
Научно-техническая лаборатория на острове Новая Голландия
В 1890-1891 годах одно из зданий Новой Голландии – одноэтажная мясосольня, построенная в середине XIX века, – было переоборудовано в лабораторию Морского ведомства. В проекте лаборатории, одобренном Дмитрием Ивановичем Менделеевым, кроме лабораторных помещений, библиотеки и приемных имелась специальная «комната для взрывов», где проводились испытания создаваемого бездымного пороха.
Опытовый бассейн
В 1882 году Морской технический комитет Морского ведомства, занимавшийся всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о появлении в России опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому русскому ученому Дмитрию Менделееву. В 1892 году на острове Новая Голландия была сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. Опытовый бассейн стал первым в России и шестым в мире исследовательским центром по испытанию корабельных моделей. Первыми работами, проведенными в опытовом бассейне под руководством инженера Алексея Грехнева, стали испытания броненосца «Полтава» и крейсера «Россия». Официальная дата начала работы опытового бассейна – 1894 год. 8 марта бассейн осмотрел император Александр III, с тех пор эта дата считается временем основания ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова.
Уже к 1897 году были завершены испытания моделей эскадренного броненосца «Ослябя».
Первые годы XX века на острове Новая Голландия
Остров Новая Голландия с петровских времен считался безопасным: окруженную водой территорию не затрагивали петербургские пожары, именно поэтому там хранили лес. Однако в начале XX века пожар возник на самом острове. Он был настолько масштабным, что возникли серьезные опасения по поводу безопасности близлежащих районов. Выгорели все корпуса по Крюкову и Адмиралтейскому каналам, пострадал опытовый бассейн, дотла сгорели многие деревянные здания. К 1902 году последствия пожара были полностью устранены, а на амбарах установили новые металлические конструкции.
Опытовый бассейн
3 января 1900 года на должность заведующего опытовым бассейном Новой Голландии был назначен Алексей Николаевич Крылов – знаменитый русский кораблестроитель, основоположник теории корабля. Под руководством этого талантливого ученого опытовый бассейн стал ведущей испытательной лабораторией флота. Крылов разработал принципы и методы деятельности бассейна, сконструировал ряд новаторских приборов и средств измерения, дополнил исследовательский центр физико-химической, механической и электротехнической лабораториями. Опытовый бассейн стал колыбелью обновляющегося российского флота. Здесь проводились испытания модели первой отечественной подводной лодки «Дельфин», тестировались модели первого в мире линейного ледокола «Ермак», проводились расчеты для спасения севшего на мель броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».
С 1910 по 1914 год опытовый бассейн активно участвовал в отработке практически всех моделей кораблей и подводных лодок, в том числе линкоров «Севастополь» и «Императрица Мария», линейных крейсеров типа «Измаил», эсминцев типа «Новик», подводных лодок типа «Барс», а также гидросамолетов морской авиации, зарождавшейся в России в то время. Благодаря деятельности опытового бассейна, новые корабли российского флота опережали свое время по техническим характеристикам, что сыграло значительную роль в военных событиях XX века.
Радиостанция на острове Новая Голландия
В 1915 году на острове Новая Голландия появилось здание радиостанции, предназначенное для поддержания непрерывной связи с кораблями Балтийского и Черного морей. Трехэтажное здание, спроектированное архитектором Гринчуком-Лукашевичем, было построено со стороны Крюкова канала, на месте, где ранее планировались колонны второй арки острова.
Именно с этой радиостанции Владимир Ленин передал свое знаменитое обращение ко всем полковым, дивизионным, корпусным, армейским и другим комитетам, ко всем солдатам и матросам с новостью о свершении революции. Это произошло в ночь на 9 ноября 1917 года. Лояльные к левым настроениям сотрудники радиостанции в революционные годы передавали доклады 2-го Всероссийского съезда Советов, воззвания Временного правительства, телеграммы Владимира Ленина. В дни мятежа Керенского – Краснова радиостанция Новой Голландии вела в эфире борьбу с радиостанцией Царского Села, захваченной сторонниками Белой гвардии.
Советские времена
К 30-м годам XX века в полной мере возобновляется деятельность опытового бассейна. На его базе создается Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. Бассейн модернизируют и удлиняют на 27 метров, в нем проводятся испытания сторожевых кораблей типа «Ураган», подводных лодок типа «Декабрист», «Щука» и других кораблей.
На территории острова со стороны Адмиралтейского канала, переименованного в канал Круштейна, были возведены производственные корпуса.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Новая Голландия серьезно пострадала от артобстрелов. На остров обрушились более 70 артиллерийских снарядов и более 10 бомб. Серьезно были повреждены склады у Мойки и Крюкова канала, опытовый бассейн и радиостанция.
Новая Голландия в постсоветские времена
В XX веке волна интереса к Новой Голландии со стороны искусствоведов, историков и художников привела к окончательному признанию высокой историко-культурной ценности острова. После 1917 года это послужило основой для включения Новой Голландии в число памятников, находящихся под государственной охраной. Историки Санкт-Петербурга по крупицам восстановили информацию об архитекторах острова и воссоздали его историю.
Новая волна интереса к ансамблю Новой Голландии возникла в конце XX века. Ее первоначальным стимулом стала выдвинутая в 1977 году идея архитектора Вениамина Борисовича Фабрицкого и Галины Александровны Ковалевой о превращении острова Новая Голландия в центр культуры и сотрудничества. Фабрицкий разработал и первую проектную версию сохранения и развития этого уникального памятника.
Проект перестройки острова Новая Голландия переходил от одной компании к другой, успешному воплощению разработанных проектов мешали драматические события конца XX века: смена власти, события у Белого дома 1993 года, дефолт 1998 года.
Конец XX века и начало XXI века
В конце XX века появилось множество проектов переоборудования острова Новая Голландия, воплощению которых помешали исторические события конца столетия. В начале XXI века были утрачены некоторые здания, в том числе опытовый бассейн.
В ноябре 2010 года компания Millhouse LLC выиграла тендер на реставрационные работы и реорганизацию пространства острова. Среди архитекторов и урбанистов со всего мира был проведен конкурс на разработку генерального плана и плана реставрации.
Параллельно с этим в ходе временных программ «Лето в Новой Голландии» прошло исследование потенциальной аудитории проекта. Свободная от застройки территория была трансформирована в летний парк с обширной программой культурных мероприятий. За девять с половиной месяцев работы (с 2011 по 2013 год) остров принял более 700 000 человек. Впервые проект открылся для публики 16 июля 2011 года – эту дату можно по праву считать точкой отсчета новейшей истории Новой Голландии.
Архитектурный конкурс
Архитектурный конкурс «Новые идеи для Новой Голландии» был объявлен в январе 2011 года с целью организации на острове многофункционального комплекса, включающего культурный и социальный центр. В конкурсе принимали участие: Юрий Аввакумов (Россия), David Chipperfield Architects (Великобритания / Германия), Dixon Jones (Великобритания), Lacaton & Vassal (Франция), MVRDV (Нидерланды), OMA (Нидерланды), Studio44 (Россия), WorkAC (США). Победителем стал проект американского архитектурного бюро WorkAC.
Согласно концепции бюро WorkAC, Новая Голландия должна стать «городом в городе». На острове планируется открытие культурных центров, театров, музеев и выставочных залов, образовательных учреждений и научных лабораторий. Каждый из этих «якорей» будет дополнен серьезной коммерческой инфраструктурой, включая офисные пространства, резиденции и гостиницы.
Инвестор проекта поставил перед собой задачу не только восстановить памятник индустриальной архитектуры, но и переосмыслить его роль для города, создав на месте некогда промышленного объекта многофункциональный культурный комплекс, который мог бы стать центром притяжения интеллектуальной общественности всего мира.
Лето в Новой Голландии
Параллельно с разработкой окончательного проекта развития острова компания «Айрис Новая Голландия» проводила первые эксперименты по внедрению возможных культурных и социальных программ в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Лето в Новой Голландии». Для этого свободная от исторических зданий территория острова на летний период трансформировалась в открытое пространство с программой мероприятий в сферах культуры, искусства, спорта, урбанистики, образования, гастрономии и других направлений. За время работы летнего проекта в 2011–2013 годах парк «Лето в Новой Голландии» посетили более 700 000 человек, было проведено около 1200 различных мероприятий.
Новая Голландия: культурная урбанизация
Успех программы «Лето в Новой Голландии» показал необходимость создания серьезной парковой инфраструктуры для отдыха горожан. По этой же причине было принято решение отказаться от застройки части острова со стороны Адмиралтейского канала. Параллельно с парком были запущены в эксплуатацию здание бывшей кузницы и пруд. Работы по реконструкции остальных зданий будут вестись постоянно, но остров уже не будет закрываться полностью.
В связи с этими изменениями Millhouse LLC выбрала голландскую компанию West 8, специализирующуюся на ландшафтном дизайне и освоении публичных пространств, которая разработала новый проект на основе успешно выполненного генерального плана компании WorkAC.
Новая концепция развития острова Новая Голландия включает:
- Организация, благоустройство и озеленение парка во внутреннем пространстве острова;
- Реставрация и приспособление для современного использования зданий «Кузни», «Бутылки», «Дома Коменданта» и лесных складов;
- Реставрация и благоустройство набережных Адмиралтейского канала и внутренней акватории острова «Ковша»;
- Работы по прокладке сетей инженерно-технического обеспечения острова;
- Работы по архитектурной подсветке парка и отреставрированных зданий;
- Устройство детской площадки;
- Создание травяного сада у здания «Кузни»;
- Размещение временных павильонов и решений для проведения мероприятий культурной программы и необходимых функций парка.
На острове не предполагается строительство новых зданий.
В августе 2016 года завершился первый этап реставрации, открылась парковая зона Новой Голландии, и остров начал работать круглый год. В декабре открылось первое отреставрированное здание — Кузня, в которой расположился ресторан Kuznyahouse.
В 2017 году открылись Дом Коменданта, в котором сейчас работает частная начальная школа, и «Бутылка», на трёх этажах которой расположились кафе, магазины и студии.
В ноябре 2018 года архитектурный комплекс острова Новая Голландия получил награду Академии имени Бернхарда Реммерса при Европейском институте по сохранению и уходу за старинными зданиями и памятниками в номинации «Международный проект» за «выдающееся участие инвестора, тесное сотрудничество всех участников проекта, а также работу по восстановлению памятника архитектуры».
В 2020 году открылся «Дом 12» с магазинами, кафе, выставочным пространством и офисами. На прилегающей к зданию территории появилась Садовая аллея с яблонями, иргами и кустарниками. Осенью 2022 года в «Доме 12» открылось общественное пространство «Сообщество».